Re:пост

joomla

Кто такой ПИКАССО? Образ самого «дорогого» в мире художника раскрывает самый известный одесский искусствовед - Владимир Островский.

IMG_5171.jpg — 24.19 KбЛекции Владимира Островского для одесситов не новшество. Еженедельно маэстро открывает тайны величайших исторических личностей и их творений в музее «Восточного и Западного искусства», где он служит старшим научным сотрудником. Теперь знаменитого рассказчика можно увидеть и услышать в арт-кафе «Циферблат», а также в планах с 24 сентября - в галерее «АРТКОМ», улица Торговая, 2, по вторникам там будут проходить интерактивные лекции. 

Лекции Островского невозможно воспринимать как назидательно-менторские наставления. Владимир Иванович со всей свойственной ему артистичностью, обволакивает, увлекает и уносит за собой зрителя, слушателя, случайного посетителя…Невозможно передать жестикуляцию, мимику, звуковой диапазон, в котором Островский рассказывает о великих мастерах в мировой истории искусства. Лекции Островского сродни классной театральной постановке, концепцией которой есть импровизация.

Итак ПИКАССО!

Почему с заглавных букв? Да потому, что хочется попытаться передать акцент самого рассказчика.
Попробую перенести вас в небольшой, обветшалый зал Одесского музея «Восточного и западного искусства».

Выдержка из лекции (в начале лирическое отступление...): «Русская живописная школа стартовала на два столетия позже европейской. В 18-м веке в Европе уже – УХ, во Франции – УХ, в Англии – УХ, а в России только – АХ…Тем не менее посыл такой был мощный, что в 19 –м веке это целая гроздь великолепных художников, а начало 20-го века – это уже художники, которые поют первую скрипку в мировом процессе. Кандинский считается основоположником абстракционизма, Малевич сказал: « Мы ничего больше делать уже не можем». Увеличился информационный поток, благодаря телеграфу и другим новинкам времени и стало понятно, что лучше Рембранта, Питера Пауэля, Веласкеса ничего сделать нельзя! Какой же вывод – или становиться бесконечными эпигонами и гнить в академиях, раздувая щеки, вызывая насмешки молодых поколений или вообще отказаться от искусства. Потому что выше Веласкеса, выше Рембранта – подняться фактически невозможно. Теперь уже, тем более невозможно, потому что потеряна школа, у западных она потеряна где-то с 30-х до 70 годов, они ее потеряли настолько прочно, что у них даже нормальный постановочный рисунок не получается, у нас - позже. Малевич рассуждает – давайте напоследок покажем образными средствами, как искусство уже себя ИЗ-ЖИ-ВА-ЕТ… бесконечно упрощая формы. Ведь Малевич жил во времена Фернана Леже, который приближается к кубизму упрощая форму, во времена того же Жоржа Брака…того же Пикассо, когда формы считаются не важными. Малевич идет дальше - сначала черный квадрат, потом уже Белый квадрат, на картине почти ничего уже не видно. И Малевич честно ломает кисти. Величие Малевича в том, что это был своевременный вызов времени. Им так казалось – все кончено. Но уже завтра Малевич и ему подобные достают новые кисти и продолжают писать, ведь без этого жить невозможно.

Многие понимают – единицы делают!

Чем все-таки велик Пикассо – тем, что он этот вызов подхватил. Он реагировал, пока другие болтали. На Монмартре художники рассуждали в кафешках, Пикассо работал. Чтобы написать картину, нужно молчать об идеи, у тех, кто много говорят живопись – барахло. Пикассо был первичен, имел смелость и энергию претворять то, что бродило в умах. Он говорил: «В отличие от вас всех я не только болтаю, я беру и делаю! Сделайте».
Он многие работы писал в течение трех-четырех дней и это вызывает сейчас легкое презрение. И они достаточно (паскудно) сделаны. Но время от времени он - Пикассо - сидел и мучился и «Гернику» (картина) Пикассо задумывал год. И бронзовую скульптуру «Человек с агнцем» во время оккупации, он целый год ее задумывал, рисовал, искал, ему тоже были близки поиски.

Пикассо был сложным человеком и скрытным. Известный факт, когда Пикассо уже разбогател, вышел из ужасающей нужды, это уже было после 37-года, он очень многим коллегам помогал. Был очень отзывчив и на идеи был не жаден. Часто, помогая материально, отстранялся от человека. А также Пикассо всегда о себе говорил подчеркнуто негативно. К примеру, после похвалы за работу Голубка мира  Пикассо сказал, что голубки ужасно драчливы, какают везде, одна даже мне на голову нагадила…Тем самым, он резко понижал пафос.

                          

рисунок "Голубь мира"

Пикассо не был циником. Он был одновременно любящим мужем, блестящим любовником, заботливым отцом. Пикассо был таким. Он любил своих жен, но это не мешало ему иметь кучу любовниц и, когда жены устраивали ему скандалы и, в конце концов, разводились с ним, он их всех содержал до самой своей смерти.

Пикассо за всю свою жизнь создал около 80 тысяч произведений, он не держал мастерской, на него никто не работал, он все рисовал сам. Однако Сальвадор Дали сказал: «Чем больше я рассматриваю творчество Пикассо, тем больше я убеждаюсь, что он создал множество первоклассных проектов, но не создал, ни одной первоклассной картины».
Картина в понимании художника и искусствоведа – это целая биография… У Пикассо нет картины ни одной, у него есть очень интересные проекты, блестящие почеркушки, великолепная графика, рисовальщик он был от Бога, а картины -  как-то ни одной…
И так я задаюсь вопросом:" ПИКАССО гений? Наверное, нет…Он слишком умен для гения, кто же он?"

картина "Старый гитарист", Пикассо

Он формулировал, то, что другие только обдумывали…

У Пикассо начинается известный «ГОЛУБОЙ» период после нелепой смерти от самоубийства его друга. В это время он живет во Франции и очень бедствует, спасает его от отчаянья женщина – он знакомится с Фернандой Оливье, ей было лет 17.

                    

 портрет Фернанды Оливье

И у них возникли стремительные отношения,  она очень любила цирк. Он тоже пристрастился к этому. Постепенно у него начинается розовый период – знаменитейшая на весь мир картина – «Девочка на шаре». 

                 

 картина "Девочка на шаре", Пикассо

Пикассо особенным образом изображает главную героиню, отправляя ее на задний план, ведь на переднем плане мы видим мощную спину силача. Однако мы обращаем внимание на тоненькую, балансирующую фигурку девочки, потом многие после Пикассо будут применять этот несложный прием. В розовом периоде были раскуплены все работы. Он переехал в Парижский Батоловуар (плавучая прачечная) в центре Монмартра. Через некоторое время он перебирается в дом Гертруды Стайн, американской миллионершы. Гертруда была влюблена в Пикассо и его работы. И проблемы материальные для него заканчиваются. Как только материально все выровнялось, он стал искать новую форму. Одна из таких работ – натюрморт... Очень интересная работа - Амбруаз Воллар – графическая работа, не живописная. Несмотря на искажение, в этой работе есть поразительное сходство с оригиналом.

         

графическая работа - портрет Амбруаза Воллара исполнена в стиле кубизма

Жорж Брак считается официальным основоположником кубизма, но именно Пикассо начал рисовать в таком стиле. Они общались, дружили и их работы по стилю были похожи.

Раньше художники хотели изобразить мир таким, каким его видели, я хочу изобразить мир таким, каким я его мыслю – Пикассо.
И вот начался самый счастливый период - в Париж приезжает Жор Дягилев. Пикассо получил приглашение оформить один из спектаклей Дягилева. И там он познакомился с Ольгой Хохловой – танцовщицей балетной труппы.

портрет Ольги Хохловой, Пикассо

Дягилев сказал Пикассо: «На русских девушках нужно жениться». Пикассо официально женился на ней. Венчался в католическом храме. У него наступил семилетний период спокойной жизни. Пикассо и Ольга Хохлова были разными людьми – Ольга была поверхностной, меркантильной женщиной, простой. Она ему родила сына Поля. Они часто ездили в Версаль. Он всегда посещал Лувр, любил изучать картины художников классической школы. Под воздействием художника Николя Пуссена начинается классический период Пикассо.

          

портрет Поля (сына Пикассо)

          

картина "Пигмалион и Галатея"

Через 7 лет безмятежности он  признает, что это не его путь, его постоянно выворачивает, дергает… Был ли он сумасшедшим, был ли он шизофреником? Скорее все-таки нет…

Карл Густав Юнг о картинах Пикассо писал: «Мои пациенты рисуют похожие картины, они являются образным выражением болезненных сбоев, провалов и поражают своей парадоксальной, гротескно-тревожной дерзостью… »
Пикассо, подобно всем чутким людям, сумел предчувствовать страшные события, которые надвигались над Испанией. Поэтому у Пикассо появляется картина Герника.

самая известная картина Пикассо -  "Герника"

До сих пор непонятно, почему баскский город, это один из довольно крупных городов провинции басков, не имеющий никакой военной промышленности, там было где-то 60 или 70 тысяч населения, в течение 45 минут подвергся бомбардировке свыше 60 бомб. Некоторые бомбы достигали 500 кг. Потом пустили мессершмитты, потому что некоторые люди пытались спастись, убегая из города. Это было страшное потрясение. После этого были сформированы бригады против фашистов и против Франко. После этого был создан проект «Герника». Панно около 5 м в длину.

Гитлер в числе других вредных художников отметил и Пикассо. Но не все немецкие офицеры разделяли такое мнение. Цены на картины Пикассо внушали трепет немцам. В этот период Пикассо задумывает скульптуру – «Добрый пастырь».
После войны Пикассо приняли в члены коммунистической партии Франции. Хотя коммунистам не нравилась «Герника», потому что там ничего от соцреализма не было, но имя обеспечивало определенный успех, по этой причине мы изучали Пикассо на факультете теории истории искусства.

      

Гюстав Доре – прославил себя в века иллюстрациями к произведениям Сервантеса. 

 

иллюстрация Гюстава Доре к произведению Сервантеса - "Дон Кихот"

                             

набросок Пикассо  к Дон Кихоту

Но Пикассо сделал это иначе, он сделал свой образ. И именно этот образ был уникален, точен и растиражирован полностью, когда мы видим эту картину, мы должны понимать что это Пикассо! Но, к сожалению, Пикассо никогда не работал системно. И не создал плеяды рисунков к произведениям Сервантеса, а это было бы очень интересно…

После второй мировой войны он стал невероятно знаменит – занимался всем: скульптурой, керамикой, но этот период мне нравится менее всего, я называю его – ПИКАСЯТИНА…

авторская керамическая работа Пикассо

Однако в пятидесятых Пикассо взрывается …
Его попросили отреагировать на военную ситуацию в Южной и Северной Корее. Пикассо отреагировал так…
Его не сразу поняли, но эта знаменитая картина, вошла в историю мирового искусства.

 

картина "Расстрел" Пикассо

Пикассо прожил 92 года. Это был человек, который очень любил жизнь, во всех её проявлениях - любил женщин, и женщины тоже любили его. Он всю жизнь заботился обо всех своих женщинах, их детях. Последней его возлюбленной стала Жаклин Рок – она была младше его на 45 лет, ему было тогда 80. Но какой-то странный рок преследовал всех женщин Пикассо. Мария Тереза, которая родила ему дочь Майю, и Дора Мояр – она была еврейка из Нидерландов – она была равной ему по уму, очень эрудированной девушкой, и Франсуаза Желло, и Жаклин Рок у всех возлюбленных женщин мастеро была непростая судьба. Из них всех только Франсуаза Желло имеет более - менее счастливую биографию. Многие из женщин сошли с ума, или покончили собой, дети умерли. Только Франсуаза Желло родила ему двух детей – они, слава богу живы и одна из них Палома Пикассо основала известнейший мировой бренд…

на фото: двое детей Пикассо и Франсуазы Желло - Клод и Палома

    

на фото: Франсуаза Желло и Пабло Пикассо

Ну на этом, я думаю, закончим, следующая лекция будет посвящена другому великому мастеру».

Владимир Островский

 
 
Яндекс.Метрика