Re:пост

joomla

За землю в Малом Аджалыкском лимане ведутся споры в суде – СМИ

golovna_17_o.jpg — 34.93 KбИздание "Зеркало недели" посвятило свой материал ситуация на Малом Аджалыкском лимане, которая связана с земельным спором. Журналисты утверждают, что местные власти отдали компании территорию без согласования с ведомствами морской отрасли Украины. На участке, который был передан, можно построить 4 причала. Журналисты рассказывают, что за эту землю сейчас ведется судебный спор. Далее материал "Зеркало недели":

Берег Малого Аджалыкского лимана. Одинокие группки камышей сиротски теснятся вдоль кромки воды. На склонах — сухие прошлогодние бурьяны. А за ними — поля, поля, поля…

Владения агромагната Бахматюка. По соседству огороженные земли олигарха Ахметова и участки группы компаний "ТИС". Справа виднеются их терминалы. А слева вдалеке — перегрузочные комплексы государственного предприятия "Морской торговый порт "Южный".

Это тихое место на берегу лимана, по которому ходят крупнотоннажные суда, стало яблоком раздора между Одесской областной госадминистрацией, бизнесом и портовым начальством. Теперь они судятся. Подключена Генеральная прокуратура. Если спор затянется, то вместо причалов здесь еще долго будет шуметь камыш.

Пока в парламенте пылятся законопроекты и продолжается дискуссия о концессии и приватизации портов, землю морского порта "Южный" местные власти отдают в аренду на 49 лет без всякого конкурса, без согласования с профильным министерством и фактически за бесценок. И это на фоне конкуренции и даже борьбы за доступ к акватории. И рулит этим процессом команда губернатора Михеила Саакашвили.

Главное — место застолбить, или Как делили шкуру неубитого чужого медведя

Речь идет о земельном участке в почти 10 га. Он состоит из двух частей — береговой (5,49 га) и водной (4,46 га).

На эту территорию, где можно построить четыре причала, претендовали две компании. Это ООО "Энерго продукт Лтд", которое входит в холдинг О. Бахматюка и земли которого примыкают к данной территории. И компания "Олсидз Блек Си", которая переваливает масло через порт "Южный" и использует для этой цели частный причал компании "ТИС". Ее терминал растительных масел и маслоэкстракционный завод расположены в нескольких километрах от берега лимана, за землями О. Бахматюка и "ТИСа".

Борьба за этот пустующий участок развернулась еще в прошлом году. Однако, несмотря на предпринятые обеими сторонами шаги, вся земля досталась компании Бахматюка. Решение по 5,49 га на берегу вынесла Визирская сельрада, а по участку в 4,46 га под водой — Одесская областная госадминистрация.

В ответ компания "Олсидз Блек Си" подала иск в суд на ОГА. А заодно подняла шум в прессе. Многочисленные публикации, открытое обращение трудового коллектива к губернатору и т.д. Областные власти были вынуждены отреагировать и пообещали урегулировать спор с помощью независимых юристов. Со своей стороны компания "Олсидз Блек Си" предложила областным властям поделить спорный участок таким образом, чтобы обе компании получили возможность построить по одному собственному причалу. А тому, кто быстрее справится с задачей, в качестве приза предоставить права построить еще один причал.

145541.jpg — 101.12 Kб

Однако проблема в том, что земля под акваторией Аджалыкского лимана, в том числе и данный спорный участок, уже выделена в постоянное пользование государственному предприятию "Администрация морских портов Украины" (АМПУ). Это сделал еще несколько лет назад Кабинет министров Украины.
145542.jpg — 3.81 Mб

Хронология. Вода — вам, а земля — нам

Сначала правительство своим постановлением №1073 от 30 августа 2007 г. передало акваторию Аджалыкского лимана ГП "МТП "Южный", установив ее границы. Затем предоставило порту землю под ней. Соответствующее распоряжение Кабмина №1356-р было принято 7 октября 2009 г. После реорганизации предприятий морского транспорта и создания АМПУ в документ были внесены изменения, о чем свидетельствует постановление Кабмина №406 от 3 июня 2013 г. И ГП "МТП "Южный" поменяли на его правопреемника ГП "АМПУ". Потому как именно администрациям портов переданы на баланс стратегические объекты, коими являются акватории. Это сделано, как сказано в постановлении правительства, для недопущения передачи акваторий или их частей другим субъектам хозяйствования.

Что касается земли под акваторией, то выполнение этой задачи правительство возложило на Одесскую ОГА и Госкомзем. Точнее, закрепило. Руководство области к тому времени уже подписало распоряжение (№508/А от 8 июля 2009 г.) о выдаче разрешения порту на разработку проекта отвода земельного участка в постоянное пользование ориентировочной площадью 884 га.

Но оформление земли растянулось на годы. В 2015-м, когда портовые власти наконец-то согласовали отвод со всеми землепользователями (а их 18, в том числе четыре местные рады) и вышли на финишную прямую, отдел градостроительства и архитектуры Коминтерновской райгосадминистрации вернул документацию на доработку. В основном по формальным причинам.

К этому времени истек срок разрешения на разработку проекта отвода земельного участка. А разрешение Одесская ОГА выдавала на год и госпредприятию "МТП "Южный", а в проекте землеустройства землепользователем значилось ГП "АМПУ". Словом, бюрократия взяла верх. В итоге АМПУ была вынуждена обратиться в Одесскую ОГА с просьбой внести изменения в старое распоряжение от 8 июля 2009 г., поменять название предприятия и восстановить срок действия разрешения. Но не тут-то было.

Письмо АМПУ направила на имя губернатора Одесской области Михеила Саакашвили 22 сентября 2015 г. Ответ порту пришел аж через полтора месяца за подписью первого заместителя губернатора Владимира Жмака. В нем говорилось, что областная госадминистрация не возражает, но при этом считает необходимым получить уже собранные проектные материалы по границам земельного участка. Но в итоге, не дожидаясь запрашиваемых бумаг, ОГА тут же приняла решение о передаче части этой земли компании "Энерго продукт Лтд". Распоряжение о выдаче разрешения на разработку проекта землеустройства для отвода 4,46 га под акваторией В. Жмак подписал 13 ноября 2015 г. И дальше все завертелось очень быстро.

Земельная документация была разработана и согласована для частной компании в кротчайшие сроки — в течение двух месяцев. И без всяких проблем. На принятие итоговых документов ушло еще меньше времени. Уже 16 января 2016 г. областная госадминистрация утвердила проект землеустройства.Соответствующее распоряжение скрепил подписью В.Жмак. А 17 февраля 2016 г. глава Коминтерновской РГА Дмитрий Наталуха по поручению облгосадминистрации подписал с ООО "Энерго продукт Лтд" договор аренды части земли акватории.

Договор же аренды береговой части был подписан еще раньше, 18 января 2016 г. Документ скрепил подписью председатель Визирской сельрады Александр Токменинов согласно решению сессии сельрады от 5 ноября 2015 г. И это несмотря на то, что данный участок, правда, немного меньших размеров (4,43 га), ранее уже был согласован сельским головой Токмениновым для отвода в пользование АМПУ. Об отведении этого участка, как и земель акватории, администрации порта "Южный" свидетельствует и справка Госгеокадастра от 6 октября 2015 г.

Почем портовая земля, или Поход в суд и Генпрокуратуру

Но что особо впечатляет, так это размер арендной платы за берег и дно лимана. Подчеркнем, она установлена не на период строительства, а на 49 лет, с индексацией согласно законодательству. Судите сами: за 4,46 га под акваторией самого глубоководного порта в Украине компания Бахматюка будет платить 83,6 тыс. грн в месяц. Это 5% от нормативной денежной оценки земли при максимальных 12%, предусмотренных законодательством.

На таких же условиях была передана и часть берега. Только Визирская сельрада установила арендную плату еще ниже: за 5,49 га компания "Энерго продукт Лтд" будет платить 27,5 тыс. грн в месяц…

Как следует из договора, подписанного Коминтерновской райгосадминистрацией, компания на этих землях собирается построить зерновой комплекс с причалами мощностью 10 млн т в год. Первую очередь на 5 млн т собираются запустить в конце 2019 г. Вторую — аж в конце 2023-го. Если это, конечно, не писано вилами по воде, которую частная компания реально заполучила вместе с землей.

Но дело не только в арендной плате. Сможет ли ООО "Энерго продукт Лтд" реализовать этот проект в ближайшем будущем? Какие финансовые гарантии представила?Или главное здесь — колышки поставить. Бывшие хозяева компании "Энерго продукт Лтд", которую в 2013 г. приобрел агрохолдинг О.Бахматюка, занимались тем, что скупали землю вокруг лимана. Таким образом они застолбили свыше 130 га. А затем сидели на ней, как собака на сене, ожидая покупателя. Теперь на ней сидит агрохолдинг "Укрлендфарминг", у которого, согласно схеме развития порта "Южный", семь крупных участков вокруг Аджалыкского лимана. И нет ни одной забитой сваи.

Как видно из перспективного плана развития порта "Южный", согласованного Министерством инфраструктуры в апреле 2015-го, на земельном участке, переданном компании О.Бахматюка, помимо строительства перегрузочного комплекса, запланированы дноуглубительные работы и строительство четырех глубоководных причалов. За счет средств АМПУ и инвестора. Компании "Энерго продукт Лтд" среди них нет.

В этом документе указана другая компания, подконтрольная О.Бахматюку, — ЧАО "ПИК", которую агрохолдинг "Уклендфарминг" тоже приобрел в 2013-м. Именно она, причем уже в краткосрочной перспективе, планирует строительство причалов и перегрузочных комплексов, но на правом берегу лимана, где у нее свыше 68 га, примыкающих к воде.

В общем, Южненский филиал АМПУ, который отвечает за содержание акватории и несет ответственность за безопасное плавание судов в порту "Южный",сегодня через суд пытается отменить распоряжение Одесской ОГА. Заодно он обратился в Генеральную прокуратуру с просьбой зарегистрировать уголовное производство в связи со злоупотреблением областными чиновниками своим служебным положением при передаче земель водного фонда, занятых внутренними морскими водами. Сведения о правонарушениях были внесены в Единый реестр досудебных расследований 22 марта 2016 г.

У семи нянек

Вспыхнувший вокруг земель порта "Южный" конфликт не только обозначил земельные проблемы, но и показал механизмы принятия решений местными властями. И ряд других моментов.

Удивляет то, что команда Саакашвили, которая декларирует борьбу с коррупцией и засильем олигархов, передала землю без аукциона, да к тому же инвестору с очень неоднозначной репутацией и весьма сомнительными инвестиционными возможностями. Ведь он и так задолжал сегодня чуть ли не всему миру, и в том числе многочисленным пострадавшим вкладчикам двух его обанкротившихся банков, по обязательствам которых он отвечал, как заверяла глава НБУ, и собственным имуществом. И даже если наши регуляторы и правоохранители ему уже все "простили", то с коммерческими кредиторами (и особенно с внешними) так просто "порешать" все вряд ли получится…

Михеил Саакашвили не ответил на официальный запрос ZN.UA о принятых Одесской ОГА решениях. Не ответил на запрос и глава Коминтерновского района Дмитрий Наталуха, пополнивший команду Саакашвили в прошлом году. Публично комментарии о ситуации вокруг земель порта "Южный" дает и.о. заместителя губернатора Саша Боровик. Однако они касаются конфликта между областной госадминистрацией и компанией "Олсидз Блек Си". А спор между ОГА и АМПУ остается в тени. Более того, Боровик, с его же слов, не в курсе проблемы, связанной с АМПУ.

Однако все дело в том, что эта проблема намного шире. Порт "Южный", несмотря на проведенную реформу, остается территорией, которой распоряжаются все, начиная от сельской рады и заканчивая Кабмином.

Выступая на парламентских слушаниях по вопросам развития туризма в Украине, Саакашвили назвал сельрады воррадами и заявил о необходимости забрать у них возможность распоряжаться морскими пляжами и прибрежной зоной. "Им там делать нечего", — сказал губернатор.Он считает, что необходимо создать единый центр принятия решений, который бы занимался развитием рекреационных территорий.

То же самое можно сказать сегодня и о землях вокруг порта "Южный". Ими распоряжаются три сельских и одна городская рады, районная и областная госадминистрации. И не только землей, но и вопросами развития порта, без согласования с АМПУ, Министерством инфраструктуры и Кабмином.

Проблема в том, что адекватного разграничения земель, хотя на это выделялись деньги из бюджета, так и не произошло. И сегодня та же Визирская сельрада по согласованию с райгосадминистрацией и райрадой расширила границы села Визирка до самого лимана, добавив себе 2412 га. Теперь территория села, составлявшая раньше 216,5 га, выросла до 2628,5 га и будет включать в себя инфраструктуру порта "Южный".

Привлечениями инвестиций в портовую инфраструктуру тоже занимаются все, начиная от президента Петра Порошенко и заканчивая районным начальством. А толку! 1 апреля (это не шутка) Коминтерновская райгосадминистрация стала организатором инвестиционного форума "Перспективы развития морских портов Украины", который прошел в Одессе в гостинице "Бристоль" и свелся к презентации проектов одной турецкой компании. На форуме, где выступали Михеил Саакашвили и Дмитрий Наталуха, не было руководителей портов, представителей АМПУ и Мининфраструктуры.

Все бы ничего, но только вопрос: если семь нянек, то почему до сих пор на берегу камыш шумит, а не строительная техника?

 Сайт "Re:пост" готов предоставить слово каждому из участников спора, которые были упомянуты в материале "Зеркало недели"

Источник: "Зеркало недели"

 
 
Яндекс.Метрика