Re:пост

joomla

Децентрализация власти - миф или реальность, рассказал Юрий Галущак - помощник вице-премьера Украины.

IMG_6797.JPG — 32.19 Kб«Круглый стол», темой которого стала грядущая реформа децентрализация власти в Украине, прошел в Южном 12 июня. На обсуждение темы, касающейся внесения изменений в Конституцию Украины, были приглашены главы администраций Одесской области. Доклад о грядущей реформе, представлял помощник вице-премьера Владимира Гройсмана, Юрий Галущак.
Когда будет проведена реформа, дающая местным советам свободу и больший процент полномочий, точно, пока, сказать сложно. Однако, в последнем своем обращении Президент Украины Петр Порошенко объявил, что эта реформа будет проведена в ближайшее время.

Основными аспектами децентрализации власти станут несколько этапов. Главными, из которых будет административно - территориальная реформа и формирование местных бюджетов.

"Re:пост" вел прямую трансляцию этой беседы из отеля "Эллада".

Свою программу, основанную на польской и французской реформах, представил докладчик - Галущак Юрий Иванович. Согласно этой реформе, главными постулатами будут полномочия, передающиеся местным советам, соответствующие их возможностям, ресурсы, которые представляются, и ответственность, которую будут нести местные власти. Так должна выглядеть сбалансированная власть, считает Юрий Галущак.


Административно-территориальное устройство – скелет государства. Сейчас, по словам Глущака, этот скелет работает плохо. Самоуправление "как булка с изюмом". Район – это государственная власть, самоуправления нет, так как нет своего исполнительного органа. Есть функции, которые государством не исполняются, а делегируются государством на исполнение местного самоуправления. А за границами этого процесса не выполняются функции самоуправления.

                          
В проекте представленном Глущаком, одним из важных пунктов есть европейская система NATS. Система учета территориальных единиц и численности населения. Она имеет несколько уровней: государственный, региональный, субрегиональный.
Суть этой системы лежит, в том числе, и в изменении границ областей. Но делать это будут только на областным уровне, в условиях взаимной договоренности. Для того, чтобы уровнять возможности каждой области. Не должно будет быть "белых пятен", считает автор реформы.
Районы станут округами. Произойдет объединение сел в один сельсовет.


"Территориальная громада" - это люди + территория, там, где есть власть – там этот процесс называется "административно-территориальная единица".
В рамках этой реформы появится возможность продавать землю:
- Право изменять ставки налога на землю будет у местных советов. При этой реформе ставка процента отпускается и приравнивается к арендной плате и тогда станет выгодно продавать землю. Потому что выгодно покупать и выгодно продавать.
Сельский совет, к примеру, может обеспечить уличное освещение, но создавать территориальные единицы – такое решение будет за государством. Право людей создавать самоорганизацию – это будет право, а орган власти – при условии, если есть способность, будет выполнять полномочия. Эта способность определяется государством.
Эта реформа касается бюрократов. Поэтому, из опыта ее внедрения в других странах, как рассказал докладчик, она идет легче и проще, чем все остальные реформы.


Одним из достижений этой реформы есть сравнительные возможностей.
Укрупнение районов – оно уже было во времена Хрущева. Принцип такой – живу в селе, работаю в городе:
- Громады заменят районы. Из 488 районов и 170 городов областного значения, создадутся 1400-1300 громад.
Не отменяются сельские советы и городские. Сельские советы будут образовываться при условиях вхождения в них 16 сел.
Появятся старосты громад, которых будут выбирать.
«Громада – это район поделить на два».

                  
Создается совет старост. Все решения, которые принимаются на сессии проходят через совет старост и выносится рекомендационное решение. Депутаты голосуют после решения старост. Староста, работает по контракту, оплачивают ему работу громада.
«Снизу» бюджет формировать не будет. Минфин должен будет иметь норматив бюджетного обеспечения, соразмерный социальному.

С учетом того, что Украина является аграрной страной, одним из основополагающих аспектов реформы будет укрупнение районов, с учетом сельской местности.
Сейчас, по словам докладчика, идет идентификация сельского хозяйства. С каждым годом в Украине численность населения в селах уменьшается на 0,2%. Каждая область имеет свой диапазон передвижения населения. В Одесской области он равен 30 километрам. Не допустить полного переселения в города, создать возможности развития и сохранения сельского хозяйства, есть важной задачей реформы:
- Город обеспечивает село инфраструктурой, для этого есть мозги, деньги. Но при этом город получает территорию, для своего развития. Такой симбиоз позволяет иметь комплексное развитие территории. Для этого должны быть убраны все барьеры в административной системе.
«Села и соответственно, сельские советы, не наделены полномочиями давать, даже, справки. Все необходимые документы находятся в районных советах».


Реформа, распределяющая полномочия власти на местах, задевает не отдельно взятые структуры – она влечет за собой изменения во всей схемы взаимодействия основных направлений развития системы государства. К примеру, эта реформа будет влиять на изменения в системе УЖКХ.
Также, реформа затрагивает вопрос об инвестициях в сельскую местность, в которой сейчас их просто нет. Будут создавать условия для привлечения бизнеса из крупных городов в села.
Количество детских садиков, школ, а также амбулаторий, которые находятся далеко не во всех сельских советах, будут распределяться, сообразно отношению к территории.
Организация выборов будет на ответственности районных государственных администраций.
Заключительным аккордом лекции стало пояснение про то, как будет выглядеть назначение глав администраций.

                      

Глав государственных администраций, предполагается в рамках реформы, включить в резерв государственной службы. В резерве он должен быть не меньше одного года. После этого, если увольняется кандидатура, то уже Кабмин из списка тех людей, которые в остаются, подает Президенту на назначение. Президент не может не назначить, если он его включал. Это шаг президента, считает Юрий Галущак. Аполитичность администратора - он не имеет право выбираться, баллотироваться даже после года своей отставки. Таким образом, чиновники меняются постоянно, для того, чтобы не "срастись с местною элитою", чтобы обеспечивал единое право использования на территории структуры государственной администрации.

                      

Конкретно, на примере Одесской области - 4 района, в каждый из них ставится глава государственной администрации. Город Одесса и близлежащие села, являются громадою. У всех районов и администраций будут одинаковые полномочия. 

Изменение статуса населенных пунктов не предполагается. 

Напоминаем, что данный проект, является разработкой помощника вице-премьера, Юрия Глущака, будет ли внедрен именно этот вариант, пока неизвестно. 

 
 
Яндекс.Метрика