Re:пост

joomla

Южненской "северной звезде" - 25 лет. "Арктур" и приключения его экипажа.

Портовской рейдовый катер «Арктур» и его экипаж отметили 25 лет своей работы. 28 декабря 1989 года  на этом катере в порту «Южный» впервые был поднят государственный флаг. Этот день считается его Днем рожденья.

Теперь «Арктур» находится в подчинении филиала Администрации морских портов Украины в Южном. Он, практически ежедневно, перевозит людей с кораблей, находящихся на рейде, в порт и обратно. Такова его функция.

 

Сейчас капитаном катера является Виктор Петрович Красюк. Он недавно сменил капитана Коваленко Геннадия Николаевича, который принимал судно и командовал им более 20 лет, а теперь ушел на пенсию.

Работа на таком рейдовом катере интересна и, в то же время, очень ответственная и опасна. Об этом мало кто из обывателей догадывается.

Когда катер подходит к судну на рейде, самым ответственным является процесс высадки и посадки. Огромный корабль и маленькое судно соединяет трап, который располагается немного над катером, в воздухе. Когда на море штиль – высаживаться просто, но вот если есть волны – тут необходима сноровка и мастерство. Риск всегда очень большой, экипаж это понимает и добросовестно справляется с этой работой. Погода, все же, преподносит, порой, свои сюрпризы.

Про детали работы «Аркрута» нам рассказал Виктор Красюк.

 - Рейдовый катер «Арктур» специально создан для перевозки пассажиров. Вмещает 70 человек-пассажиров. 22 метра длина, 6 – ширина. Мощность двигателя 300 лошадиных сил. Скорость – 8 узлов (15 км в час). «Арктур» назван первым начальником портофлота. Это название самой яркой звезды на Северном небосклоне. А в шутку – это «арктический турист». Кстати, доля правды в этом есть, потому что катер изначально создавался для арктических морей. Строился он в Ростове-на-Дону, было такое предприятие судостроительное «Красный маяк» называлось, - начал свой рассказ Виктор Петрович и добавил, - Катер мы любим, обожаем, поэтому он нас тоже любит.

- 25 лет для катера - это много?

- В Европе суда служат 30 лет. Потом их либо на лом, либо отправляют в страны третьего мира.

- Сколько раз в смену вы выходите в море?

- Как заказ. В прошлую смену делал 4 выхода. Каждый по 3 часа. Иногда сутки простоим, а иногда сутки вообще не останавливаясь работаем.

- Как вы осуществляете пересадку?

- Подходим, упираемся в борт. Конечно, качает иногда. В шторм - с трудом или вообще не берем никого. У нас определенные условия посадки-высадки.

«Арктур»  перевозит по порту и на внешний рейд досмотровые комиссии, членов экипажей судов и ремонтные бригады,  партии грузов и продуктов, водолазов, принимает участие в экологических обследованиях моря и в поисково-спасательных операциях, совершал экскурсии как внутри порта, так и на внешнем рейде, на его борту проводились прессконференции, совершали поездки правительственные и международные делегации. На борту катера проводились пожарные, газовые, экологические и другие портовые учения, с борта катера проводили фото и киносъёмку репортёры многих газет и студий телевидения. Выполнял катер и несвойственные ему работы по буксировке и перестановке различных объектов. На счету у катера и его экипажа несколько спасенных в море людей.

- Больных снимаем на таких носилках, что даже не влазят внутрь. Мы их везем на палубе, накрываем чем-то. Краны их спускают, если нельзя подойти, - рассказал Виктор Красюк.

- Бывает вам страшно?

- Не боится только идиот. Бояться всегда надо. Но работу надо делать, свое умение надо как-то применять.

- Название катера вызывает ассоциации с кораблем- ледоколом...

- Во льду работаем. Разрешено плавание в мелко битом льду толщиной до 50 см.

 

- Что нужно закончить в плане обучения, чтобы попасть к вам на работу?

- Мореходное училище по определенной специальности. Чем отличается, например, портовый флот от большого флота, что у нас специальность капитан-механик. У нас надо и штурманская и механическая специальность. Нужно 2 мореходки закончить. Либо курсы. Но курсов в последние годы просто нет. Надо идти и заканчивать вторую мореходку, получать специальность. Потом у нас стажируются. Кто как: иногда хватает и дня отстажироваться, иногда и месяц люди стажируются, у них не получается, таких не берем, естественно, потому что мы должны отвечать за жизни людей. Рядовая тоже: моторист-матрос, две специальности.

 

 - На катере автономность: трое суток по запасам воды для 70 человек. Запас воды – 2 тонны. Если идем малым экипажем, то надолго хватит. У нас есть маленький камбуз – кухонька.

- Долго, по времени, занимает добраться из порта до судна на рейде?

- Смотря где оно стоит. Самая ближняя точка у нас 20 минут, самая дальняя точка – 1 час 10 минут

- Как узнаете, где стоит судно?

- Существует такое понятие как координаты. У нас есть 3 якорные стоянки. Они включены в акваторию порта. На этих трех стоянках 25 точек (мест) с определенными координатами и всем им присвоены номера. Я уже знаю, где какая точка расположена. Еду к ней по приборчику GPS. Есть приборчик другой, более современный – прибор AIS (идентификатор). Там название судна отбивается, направление и расстояние. В тумане выбираешь курс на него и смотришь в экран, потому что в тумане ничего не видно, по локатору идешь.

- «Морская болезнь» бывает у ваших пассажиров?

- Очень часто снимаем с судна моряков и они у нас укачиваются. Другая амплитуда качки. На большом судне медленная и организм привыкает. А тут у нас кидает из стороны в сторону.

 

Раньше, как рассказал Виктор Петрович, часто выпускники встречали рассвет на «Арктуре»  в море. Теперь уже много лет такие поездки не совершаются. Возможно из-за дорогостоящей аренды, а может это стало просто непопулярной практикой...

К 25-летию в музее порта «Южный», который находится в Санатории-профилактории «Портовик», была открыта выставка.

Первыми ее посетили члены экипажа «Арктур», открыли экспозицию и вспомнили  вместе немало прекрасных моментов.

Следующими посетителями стали школьники – ученики второй школы, для которых работники музея провели экскурсию, а капитан Виктор Красюк, ответил на все интересующие вопросы.

Бесперебойную работу катера обеспечивает всего 12 человек: капитан-механик (1 чел.), старший механик – пом. капитана (1 чел.) и помощники капитана – помощники механика (2 чел.), мотористы-матросы (4 чел.) и матросы (4 чел). Все они разбиты на 4 вахты по 3 человека в каждой.

На катере «Арктур» с самого начала его работы была заведена «Книга адресов», в которой сохранились все имена тех, кто работал там за этот период.

 

Технические характеристики катера "Арктур".

 
 
Яндекс.Метрика