Re:пост

joomla

Как рождаются причалы? История с 40-летней выдержкой

Порт «Южный» сейчас является самым глубоководным из всех портов Черного моря.

Но всего 40 лет назад на месте гигантского предприятия, ставшего одним из основателей города Южного, была лишь степь, залив и поля.

   

     

 В 1973 году было начато строительство порта в акватории Малого Аджалыкского лимана. Две идеи слились в одну: началочь строительство Одесского припортового завода и первых причалов. Первый причал был предназначен для перегрузки химической продукции.

Строительство первого причала проводилось Трестом «Черноморгидрострой» (плав-строй отряд №6, первая гидроколонна).

11 февраля  1975 была забита первая свая под будущий первый причал. Первый причал носит порядковый номер три (№3), так исторически сложилось.

В этом, 2015 году, исполнилось ровно 40 лет с этой даты, которую считают днем зарождения причала.

Музей истории порта «Южный» при ЮФ  ДП  «АМПУ»   (адміністрація МП «Южний»), директором которого является Валентин Болдырев, подготовил к этой дате уникальную выставку. Музей находится в Санатории-профилактории "Портовик".

Тут собрано огромное количество исторических фото и вырезок из газет. Но самым ценным моментом стало то, что работникам музея удалось собрать вместе тех людей, которые своими руками, из ничего, создавали гигантское, на сегодняшний день, предприятие.

Конечно, всех не удалось собрать: кого-то уже нет среди живых, кто-то не смог приехать или прийти по состоянию здоровья. Но те, кто пришли на встречу, оставили очень трогательные и незабываемые впечатления своими воспоминаниями. Эти люди – живые носители уникальной истории, которой они готовы делиться с теми, кто унаследовал  плоды их сложного и опасного труда.

Первым делом строители-первопроходцы принялись за рассмотрение фотографий, на которых они узнавали себя и своих друзей. На их лицах сияли улыбки, в точности как со снимков, где они молоды и полны энтузиазма.

Принесли снимки тех лет  герои торжества и с собой.

Подробную и захватывающую экскурсию в прошлое подготовила Лариса Вовченко, хранитель фондов музея истории морского порта "Южный".

Строительные работы взял на себя ТРЕСТ «Черноморгидрострой» , рассказала Лариса Васильевна. Трест был образован в послевоенные годы. Рабочие восстанавливали судоремонтные заводы, порты в послевоенное время. Несмотря на огромное количество работ, самым главным в работе Треста оставалось строительство и реконструкция причалов. «Черноморгидрострой» построил основные объекты порта «Южный» в 70-е, 80-е  и 90-е годы.

Причал начинается с первой сваи. Первая свая была забита 11 февраля 1975 года бригадой копровщиков Ивана Палия.

Иван Палий – легендарная личность. Он был героем Социалистического труда, героем-строителем, почетным  транспортным  строителем. Он участвовал в строительстве Одесского, и Ильичевского порта.  Ивану Палию принадлежит высказывание, которое он сделал по поводу забития первой сваи: «Основу основ вганяємо в море».

Иван Липа, ученик Ивана Палия, вспомнил про своего наставника:

- Он настоящий строитель. День и ночь он трудится и трудится. Суббота и воскресенье, мы молодые, нам хочется погулять, с девчонками, город развивался (*Ильичевск – ред), было куда ходить. Он нас, как бы сказать, «насиловал» этой работой. Мы были счастливы, потому что мы зарабатывали. В субботу выйдешь – в 2 раза повышение зарплаты. А он никогда не отдыхал, этот Палий, он все время работал. Вот я познакомился со своей супругой, с которой мы до сих пор вместе, я хочу съездить с ней куда-то, а он ни в коем случае не отпускает. Так мы уже договариваемся с экипажем, работаем за троих. Это трудоголик, я вам скажу!

Забивке свай под причал предшествует огромная работа. Рассчитывается необходимое расстояние, намечается водолазами под водой, все согласно проекту и нормативам.

По первой свае нанесли 224 удара копра, ее инвентарный номер 108 – это исторические данные, хранящиеся в музее истории порта. Об первую сваю разбили бутылку шампанского.

В тот момент вокруг не было всего того, что мы привыкли называть портом. Там была лишь степь и поля. Города Южного тогда также еще не было. Рабочие приезжали на автобусах из Одессы и Ильичевска, а также со многих других городов западной и восточной Украины.

У них не было, уже привычных портовикам, комфортных условий труда. Они все создавали с нуля, работая по колено в глине и над водой. Стройка продолжалась по 12 часов в день. Многие работали в две смены. Некоторые по 2-3 дня не приезжали домой.

После того, как забито свайное поле в воде, строительная бригада начинает создавать само тело причала.  Делали опалубку над линией воды, часто топили инструменты, вспоминают рабочие. Сначала находились смельчаки, которые ныряли за ними, а потом просто начали привязывать все к себе.  Цемент тогда привозили в кузовах грузовиков. Бывало такое не раз, что пока машина доедет, бетон застынет в кузове. Со вздохами вспоминали строители как им приходилось разгружать такие машины.

Как шла стройка, вспоминал бригадир Сергей Григорьевич Франчук, который приехал на встречу из Ильичевска:

- Конечно, начало порта начинается с забивки свай. Мы работали тоже не покладая рук, очень много работы было на берегу.  В глине прям начинали, есть на фотографиях, потому что нужно было подъездные пути делать, дороги. Набор людей был - это фантастические люди! Были такие «хлопцы», которые не имели специальности, приходили, поступали. Когда свайное поле было забито, мы уже обзавелись оригинальной будкой, то есть «бытовочкой». Мы тогда восхищались, построил ее Верба. Она уникальная. Там у нас была и столовая, и душевая, и раздевалки. «Хлопцы» без специальности в процессе работы, уже где-то через полгода, у каждого уже было столько профессий: и сварщик, и монтажник, и плотник...  была такая взаимозаменяемость, что просто чудно было работать! Работали и по две смены, и по полторы. Мы строили очень быстро. Если мы к причальной линии в Ильичевском порту строили 75 метров за полтора года, то я помню этот первый причал, мы, по-моему, его сделали за 7,5 месяцев, с тех пор как забили первую сваю. Там уже кричали: «Первую очередь надо сдавать!». Первую очередь когда сдавали, ключ эксплуатационникам я сдавал Арманду Хаммеру, дедушке, который приезжал сюда. И я с ним, кстати, по рюмашечке выпил. Спасибо этим молодым ребятам, спасибо бригаде!

Арманд Хаммер – личность мирового масштаба. Американский миллионер, с одесским происхождением, был инвестором строительства аммиачного завода. Приезжал дважды во время строительства первого причала и проводил общественные собрания.

30 июня 1978 года была запущена первая очередь Одесского припортового завода.

27 июля 1978 года подошел  под загрузку  первый газовоз «Булдури», Латвийского морского пароходства. На него погрузили более 8 тысяч тонн аммиака и он отправился в Италию.

Тогда все строители-первопроходцы в торжественной обстановке, под музыку, встречали первое судно у построенного ими причала №3.

Лариса Вовченко  призналась, что многие факты, услышанные на мероприятии стали открытием и для самого музея. Они обязательно будут внесены в историю, заверили работники музея порта «Южный».

Для всех собравшихся был приготовлен сюрприз. Лариса Васильевна показала старенькую книгу, в которой описан весь процесс стройки и, самое главное, в ней зафиксированы имена и важный вклад в рождение порта всех первопроходцев. Книга вышла в 1980 году. Написал ее украинский автор Олег Шеренговой. Называется книга  «Гавань долі твоєї», написана на украинском языке.

Тут же реальные персонажи исторического произведения начали вспоминать, что к ним, действительно, приезжал журналист, который собирал информацию для книги. Но в дальнейшем лишь единицы знали, что книга все-таки вышла.

Память тех строителей-первопроходцев, которых уже нет среди живых, почтили минутой молчания.

В конце мероприятия организаторы подготовили сюрприз для собравшихся. Бутылка шампанского, которая будет храниться в музее до 2020 года, чтобы на 45-летнем юбилее начала строительства первого причала порта «Южный» быть распитой в том же составе. Все присутствующие поставили на бутылке свои подписи.

Затем все отправились на экскурсию по музею порта «Южный», где всех ждал еще один сюрприз – показ документального фильма о строительстве порта.

 
 
Яндекс.Метрика