Re:пост

joomla

Люди ее не видят, но она уже есть. Децентрализация в Южном.

«Децентрализация» и «реформа» - слова, которыми сегодня можно распугать гуляющих людей на улицах города. Не потому, что не понятные, а скорее из-за их слишком частого употребления политиками всех уровней.

«Обещанного три года ждут» - народная мудрость. А по истечении срока давности понятия в головах людей деформируются и уже теряют прежнюю привлекательность и, главное, веру в позитивный замысел.

«О необходимости децентрализации власти в Украине говорили практически все политические силы на протяжении практически всех двух десятков лет существования этой власти. Необходимостью “ездить в Киев на поклон” были недовольны все, и децентрализация власти обычно присутствовала в длинных списках реформ, которые обещали крупнейшие политические силы в своих программах. Одна из таких сил даже взяла себе название в честь этой достойной идеи - “Партия регионов”. Но после её прихода к власти в 2010 на деле властная вертикаль, наоборот, беспрецедентно укрепилась, и “диктат Киева” лишь усилился.

События 2014 года наглядно показали, что в отношениях между центром и регионами надо-таки что-то менять, и новая власть вспомнила о Концепции реформирования местного самоуправления и территориальной организации власти в Украине, которая была разработана и одобрена Кабмином ещё в 2009 г. Документ “обработали напильником”, а децентрализацию власти провозгласили одной из наиболее насущных реформ – впрочем, для того, чтобы начать рассматривать законопроекты по существу дела в Верховной Раде, понадобилось больше года», - пишет Денис Горбач, аналитик Информационной кампании "Сильнее вместе!".

На фото: город Южный

Люди разуверились в реальности осуществления обещанных реформ и сейчас инициативу воспринимают довольно скептично. Вот мнения жителей успешного и процветающего города Южный Одесской области:

Виктор Ефимович: Еще толком непонятно ничего, к чему это приведет. Может быть, действительно какая-то свобода должна быть административным единица, но трудно сказать к чему это приведет. Я не вижу какого-то явного преимущества, это все готовится под Донбасс. А у нас одно ворье везде, передадут власть местным советам – красть еще больше будут.

Михаил: Не верю я никому. Не верю я в их реформы. У нас еще ни разу не было такого, когда было бы нам хорошо. Они скажут вроде одно, а потому найдут другую ерунду. Вот зачем нам на местном уровне ставят смотрящего, не губернатора, а смотрящего. Почему-то в Европе нет этих смотрящих. Пока будут у власти эти магнаты, хорошего не видать.

Валентина Петровна: Министры меняются, правительство меняется, что еще придумают?... Если останутся финансы здесь на местном уровне, то мы будем вообще богатейшим городом. Если бы это все реализовалось, я – за. Кто для себя худшего пожелает?

Анна: Когда бюджет остается в городе, никуда не пропадает и не распределяется, конечно, это хорошо. Город заработал на себя – город на себя и потратил. А будет ли это возможным, я не знаю... Реформы идут, но лично я их на себе не ощущаю никак. Я вижу только лишь их отсутствие. Положительных изменений я не вижу никаких.

Николай: Если будут решать по совести, то нормально. А если нет, то где ни оставляй финансы – «по барабану»: хоть на местном уровне, хоть в Киеве. Если люди будут стремиться их воровать, то в этом нет смысла. Реформ не чувствую, абсолютно ничего

Но есть моменты, которые южненцы не смогли еще оценить как влияние «пугающего» понятия «децентрализация», и их можно отнести к положительным результатам внедрения первого этапа реформы. Город Южный всегда был в неплохом положении, так как является городом-донором. Однако, стоит отметить, что последний год для Южного, по количеству проведенных ремонтов, благоустройства и строительства, стал достаточно активным, несмотря на то, что в стране кризис и сложное экономическое положение.

Во многом это связано, в том числе, и с первым этапом внедрения реформы.

Как рассказала, заместитель городского головы, начальник управления финансов Южного Людмила Паскаль, с 1-го января вступил в силу новый бюджетный кодекс, который упростил ряд моментов для местных бюджетов.

На фото: заместитель городского головы, начальник управления финансов Южного Людмила Паскаль

- Существенно упростилась система бюджетного финансирования. Если раньше было понятие первой и второй корзины – это довольно сложная система. По сути никто никогда не придерживался четкого распределения, мы всегда говорили, что на школы и на садики, на больницу нам не хватает. Поэтому часть денег второй корзины, которую мы должны были направлять на программы развития города, мы направляли на содержание бюджетных учреждений. Теперь с 1-го января вступил в силу новый бюджетный кодекс, и мы ушли от понятия 1-й и 2-й корзины. Мы получили в целом общий фонд и право распоряжаться этими средствами уже на усмотрение территориальной громады.

Вместе с этим, государство взяло на себя финансирование учреждений образования и медицины. Местные бюджеты теперь получают из государственного субвенции на образование и здравоохранение, рассчитанные исходя из количества жителей в городе. При этом местным бюджетам разрешили дофинансировать школы, садики и больницы на свое усмотрение.

- Затраты на содержание школ и больниц, государство взяло на себя и мы получаем субвенцию. Это убрали из наших затрат. Но из года в год мы привыкли к тому, что не укладываются наши коммунальные учреждения в те деньги, которые нам доводит государство. Поэтому изначально при формировании бюджета мы понимали, что будем закладывать на это деньги, - пояснила Людмила Паскаль.

Второй плюс, который ощутил на себе бюджет Южного, это трансформация изъятий. Понятия «изъятия» теперь нет. Но это не значит, что город ничего не перечисляет в государственный бюджет. Появилось такое понятие как «реверсная дотация». Тут немного другая формула расчета. По сути – это превышение доходов на 1-го жителя по отношению к среднегосударственному.

На фото: город Южный, центр города

На сегодняшний день, город Южный отдает государству 28 миллионов гривен, тогда как по старой схеме должен был бы отдать около 50 миллионов.

Еще одним важным плюсом в первых шагах к децентрализации, как отмечает Людмила Паскаль, стала возможность принимать городом бюджет в сроки, независимые от центра. То есть, Кабинет Министров доводит местным органам власти суммы субвенций на образование и медицину, а также размер реверсной дотации (это происходит в начале сентября) и местные советы могут уже принимать бюджет, независимо от Верховной Рады. Если Верховная Рада примет в последствие какие-то другие показатели, то местные органы могут просто скорректировать свои бюджеты в соответствии с этим.

На фото: город Южный, центр города, парк кованных скульптур

Из минусов: если раньше подоходный налог, собранный с южненцев, попадал в местный бюджет в размере 75% от всей суммы, то сейчас этот процент сократили до 60%.

Если Южный и ранее имел средства на развитие, то теперь бюджет развития увеличился в разы. В большинстве других городов 90% бюджета съедала заработная плата, средств на развитие не оставалось. Теперь, когда государство взяло на себя часть расходов по оплате труда бюджетников, в распоряжении городов появились свободные средства на развитие инфраструктуры и благоустройство. Как отметила Людмила Паскаль, в этом году у Южного бюджет развития такой, как за все предыдущие 5 лет.

- Школы и детские сады у нас забрали на финансирование из государственного бюджета, больше 20 миллионов по одной позиции, и больше 20 миллионов по другой позиции у нас высвободилось свободных денег. Когда мы говорим, что у нас колоссальный бюджет развития, это в том числе и потому, что основную нагрузку на себя взяло государство. Пока, на сегодняшний день, это основной плюс всех этих реформ. Грубо говоря, освободилось у нас 70 миллионов, а дальше громада решает, что мы хотим, - заместитель городского головы, начальник управления финансов Южного.

На фото: город Южный, набережная

Зависимость от Киева продолжает все же прочно сохраняться. И одним из главных связующих звеньев остается Казначейство. Все операции осуществляются через этот орган, который аккумулирует средства всех бюджетов на своих централизованных счетах. При этом у местных органов власти появилась возможность размещать средства города на счетах в банке, но эта система настолько неудобна, что ею никто не пользуется. Обойти Казначейство в этом варианте все равно не возможно, поэтому желание использовать банковскую систему при работе с бюджетом добавляет лишь еще один шаг в цепочку операций.

- На сегодняшний день у местных бюджетов есть возможность иметь свои счета в банке. Но только расходные счета. Доходные – нет. Доходные – деньги все равно будут заходить в Казначейство, а Казначейство уже перечисляет в банк. Мы можем проводить платежи с банковского счета, но не минуя Казначейство. Ни одно бюджетное учреждение не воспользовалось этим правом, по-прежнему работаем с Казначейством. При всем том, что мы в полной мере почувствовали несовершенство в работе Казначейство, еще полгода рассчитывались с долгами прошлых лет, все-таки Казначейство, в моем понимании, это не лишний орган. Это все равно элемент контроля. И уж сильно плохого в его создании, чтобы говорить о том, что это зло все зол, давайте его искореним, я не вижу. Казначейство осуществляет свои функции. Все-таки вы приходите с договором, там его вычитывают на соответствие его законодательной базе, чтобы были выдержаны все условия, которые должны быть в этом договоре, первичные документы все равно несутся в Казначейство. Я не считаю, что это зло, от которого нужно избавляться. А то, что проблемы в стране – одним Казначейством их не решить, - заместитель городского головы, начальник управления финансов Южного Людмила Паскаль.

В итоге, контроль за финансами все равно остается в Киеве и если возникнут проблемы с Казначейством, это почувствуют все города и села. С другой стороны, а кто уверен на сегодняшний день в банковской системе страны, чтобы полностью доверить ей все средства громады?

На фото: город Южный, центральный проспект

Еще один неминуемый аспект реформы по децентрализации – объединение территорий.

В Украине существует очень много мелких общин (до 500 жителей). В таких населенных пунктах местные советы не имеют исполнительных комитетов и, по сути, не способны выполнять свои функции. Это все приводит к износу коммунальной собственности, застою в регионах и запустению.

Суть реформы в том, чтобы укрепить звенья местного самоуправления, наделив их реальными административными и финансовыми полномочиями. Для этого необходимо укрупнить территории, чтобы сделать их экономически более сильными и способными к саморазвитию. Базовой административно-территориальной единицей станет территория, которая по размерам будет напоминать районы. Вместо 458 городских, 783 поселковых и 10,3 тыс. сельских советов останутся 1,5 тыс. советов громад.

Объединение может происходить в рамках одной области и с теми территориями, которые имеют общую границу. Также, в случае объединения, расстояние от территориального центра до крайнего населенного пункта должно быть менее 20 километров дороги с твердым покрытием. Это необходимо для того, чтобы экстренные службы могли добраться за 30 минут до любой точки территориальной громады. От центра района до любой точки должно быть не более часа езды.

На фото: город Южный, проспект Григорьевского десанта

Объединение территорий вокруг Южного вызывает бурные обсуждения и споры. Жители близлежащих сел становятся заложниками интриг и манипуляций политиков и бизнес-структур, которые используют тему объединения громад в своих целях.

На самом же деле, какие возможности откроет объединение территорий, мало кто глубоко понимает. Одни считают, что Южный не должен делиться своим бюджетом с селами, другие – наоборот. На самом деле с финансовой точки зрения все выглядит совсем не так примитивно, как можно себе это представить в обычной жизни. Есть ряд преимуществ или возможностей, о которых нам рассказала Людмила Паскаль:

- Мы город-донор. У нас этот люфт в 28 миллионов еще есть. В случае объединения расчет реверсной дотации будет на всех жителей. То есть изъятия будут меньше. В Сычавке, например, уровень доходов на 1-го жителя, я так думаю, что совсем не такой, как в Южном, тогда уже доход на 1-го жителя был бы другой и у нас бы уменьшилась реверсная дотация. Но пока особого отклика мы не нашли, поэтому говорить глобально в конструктивно-перспективном плане смысла нет. Хотя это был бы правильный подход. Я не знаю, почему мы начали обсуждать, что вы дадите нам, что мы дадим вам, мы должны были строить одну общую социальную инфраструктуру, - поясняет заместитель городского головы, начальник управления финансов Южного Людмила Паскаль. - Больница получает дотацию на содержание объектов здравоохранения, она считается на 1-го жителя. Вот посчитали наше количество жителей, умножили на норматив и столько мы должны получить дотации. В случае объединения мы получим больше дотаций. Пойдет это нам на пользу, если мы все равно обслуживаем жителей сел Сычавки, Визирки, Новых Биляр? Конечно. А так мы получили только на южненцев и почему мы должны тратить ее на всех? У нас есть шанс получить ее больше и тратить на всех равноценно. То же самое по школам. Мы бы получили эту дотацию больше, изъятий бы было меньше и эти деньги можно уже направлять на общее развитие территорий. Я думаю, это было бы полезно всем.

На фото: город Южный, центр города

Украина в своей модели реформирования местного самоуправления активно использует опыт Польши, с привлечением польских экспертов.

Там путь к децентрализации начался в 1989 году, и уже через несколько лет вся страна чувствовала, что это успех. Конечно, в Польше реформа проходила намного динамичнее и быстрее. И сейчас польские эксперты участвуют в консультировании украинских властей и часто не понимают причин, которые приводят к такому затягиванию процесса передачи полномочий из центра на места в Украине.

В Польше объединение территорий проходило принудительно. Никто не спрашивал местные громады, как и с кем бы им хотелось объединиться. Это просчитывали эксперты и обосновывали экономическими заключениями. Конечно, были протесты, демонстрации и многочисленные конференции с народом и инициативными группами, которые были возмущены предложенной концепцией. Но компромиссы все же найти удалось: из запланированных 300 районов (поветов) создали 370, а из планируемых 12 областей (воеводств) – 16.

На фото: Варшава

Все местные налоги и сборы в Польше остаются в бюджете муниципалитета. Кроме этого, в местные бюджеты поступает определенный процент от общегосударственных налогов (налог с доходов физических лиц, налог на прибыль).

Местная власть может ввести налог, которого нет в законе, свободный налог, но для этого необходимо провести местный референдум.

Преимущество таких финансовых отношений в том, что местным органам не приходится «торговаться» с Минфином, они знают, сколько они получают средств и самостоятельно принимают решения на что их направлять.

Кроме этого, в Польше нет такого понятия как «Казначейство». Все муниципалитеты имеют статус юридических лиц. Средства местных бюджетов размещаются на счетах в банке. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют с каким банком сотрудничать и на каких условиях.

На фото: Варшава

Если взять доходы всех бюджетов за 100%, то на уровне местного самоуправления остается 60% поступлений, а в общенациональный уходит 40%, и то по мнению польских экспертов даже 40% - много для центральной власти и выполнения ею своих задач.

В Польше есть еще такое интересное понятие как «гражданский бюджет». То есть граждане напрямую решают судьбу части бюджета города. Для гражданского бюджета выделяется определенная сумма. Горожане представляют проекты, связанные с инвестициями, физическим обновлением или содержанием коммунального имущества. Проекты рассматривает профильный комитет, после чего они выставляются на голосование. Каждый горожанин может проголосовать за три проекта, например. Побеждают те проекты, которые набрали наибольшее количество голосов в своей категории.

На фото: Варшава,центр города

Денис Горбач, аналитик Информационной кампании "Сильнее вместе!" так описывает практический опыт от реализации этой инициативы в Польше:

«В прошлом году в городе Вроцлав в голосовании приняли участие более 150 тыс. из 631 тыс. жителей города – относительно неплохая явка. По итогам голосования были утверждены к реализации 89 проектов: 61 самых “дешёвых”, 20 “средних” и 6 самых дорогих. Наиболее популярными оказались проекты по обустройству спортивно-рекреационных площадок для жителей Бискупина и Сенпольна (7,6 тыс. голосов), строительству спортплощадки для учеников школы №109 (8,1 тыс. голосов) и прокладыванию велодорожек в центре города (15,9 тыс. голосов). В 2013 г. граждане проголосовали за реконструкцию одного из стадионов под американский футбол и регби, благоустройство территории вокруг одной из школ и костела, модернизацию корта, строительство площадки для паркура, оборудование двух рекреационных площадок и учреждение музея исторических трамваев на базе старого депо.

Проекты полезные, но не жизненно важные для функционирования города. Можно заключить, что выделив небольшую сумму из городского бюджета, местные власти просто нашли чем занять наиболее социально активных жителей города, имеющих достаточно свободного времени. На общую стратегию развития города подобные проекты никак не влияют, служа скорее приятной и модной демократической декорацией. Вполне возможно, нечто подобное появится после реформы и в украинских городах», - рассказывает в своем исследовании», - резюмирует Денис Горбач.

В Украине же реформирование системы местного самоуправления проходит крайне медленно. И вроде бы как в таком городе, как Южный, есть деньги, но во многих вопросах остается зависимость от Киева. Особенно, что касается директив, спускаемых сверху, например, относительно зарплат бюджетников, тарифов и прочего. Нет системности в подходе к работе с документами. Города и села зависят от центра в вопросах поднятия заработных плат, но узнают о повышении с экранов телевизора и без сопутствующей документации. В итоге – работники бюджетных сфер уже ждут обещанного, а бюджеты не могут этого реализовать из-за отсутствия необходимых по закону бумаг и нормативов из Киева.

Польские эксперты – первопроходцы в реформировании местного самоуправления в своей стране, советуют людям на местах объединяться и буквально «вырывать» власть у Киева. Потому что, как бы ни декларировали центральные органы управления децентрализацию, делиться властью и финансами в реальности никто не хочет.

«Власть, даже если и говорит, что хочет, она не хочет делиться деньгами и влиянием. Только люди, которые организуются и которые будут требовать... Власть может работать только когда кто-то что-либо от нее требует. Только таким образом. В Польше эти комитеты, гражданские, они просто вырвали власть у центра. Те объединения, которые работали на Майдане, которые создавали Майдан, они должны стать этим локомотивом, который будет все это тянуть. Власть сама не отдаст никогда полномочия», - один из реформаторов-первопроходцев Польши, Ежи Стемпень.

 

https://lh3.googleusercontent.com/HfYa99Dny6kHqS0S2HYX0kwLxDdcpeJ-5aTq97CqzpIJ=w610-h407-no

 
 
Яндекс.Метрика