Re:пост

joomla

«Не надо льгот. Дайте работать» - главная просьба инвестора в Украине.

В Украине уже четвертый год подряд наблюдается спад промышленного производства. По итогам 2012 года промышленное производство сократилось на 0,7%, в 2013 – ещё на 4,3%.

 В 2014 г. процесс усугубился вследствие российского вторжения и войны на Востоке, в результате чего промпроизводство упало аж на 10,1%. На протяжении января-июля этого года спад продолжился: -19,5%.

Город Южный своими показателями выгодно выделяется не только на фоне Одесской области, но и всей страны.

Город, со всех сторон окруженный промышленными предприятиями, за период, когда страна теряла проценты в производстве, только набирал.

По итогам января-августа 2015 года промышленными предприятиями города реализовано 36% всей продукции Одесской области на сумму 10 238 млн грн, что в 2,2 раза больше чем в аналогичном периоде прошлого года.

Учитывая тот факт, что в Южном население небольшое (около 32 000), город вышел на первое место по реализации произведенной продукции на 1 человека.

Для сравнения, в Одесской области на 1 человека за данный период реализовано продукции: в Южном – на 321 тыс грн, в городе Одессе – на 10,3 тыс грн, Ильичевск – 8,6 тыс грн, Измаил – 8,9 тыс грн.

На территории, относящейся к городу, действуют такие крупные предприятия: Одесский припортовый завод (химическая промышленность), порт «Южный», маслозавод «Дельта Вилмар».

Из средних промышленных предприятия – стекольный завод «Илона ЛТД», Южный электротехнический завод, мебельная фабрика.

В Южном не просто не снизилось ни одной позиции, а еще и увеличилось производство, пояснил городской голова – Владимир Новацкий. Предприятия увеличивают объемы производства за счет совершенствования своих производственных мощностей и расширения.

Во многом успешность крупных предприятий объясняется  и тем, что они работают, преимущественно,  на экспорт. При этом, учитывая резкий скачок доллара, доходы предприятия в гривнах возросли, что  позволяет как расширять производство, так и поднимать сотрудникам заработную плату.

Компания «Дельта Вилмар» несколько лет назад построила и запустила в производство завод по производству подсолнечного масла. Около 100 млн долларов инвестиций было вложено в строительство. В 2016 году «Дельта Вилмар» планирует строительство еще одного завода, которое принесет в регион около 100 млн евро. Предприятие сегодня увеличивает объемы за счет расширения производства, создания новых цехов, заводов, - рассказал Южненский городской голова.

На фото: Владимир Новацкий, городской голова Южного

При этом те, кто работает на внутренний украинский рынок, ощущают на себе всю плачевность экономической ситуации в стране. «Дельта Вилмар» работает как на экспорт, так и на национального потребителя, и во многом их стабильное положение стало возможным из-за закрытия заводов-конкурентов внутри страны.

- Самый сильный поддерживающий фактор для нас был – это выход с рынка конкурентов. Как для нашего производства – мы не почувствовали какого-то падения, даже вышли на уровень прошлого года, в идеале – может чуть обойдем прошлый год. Но в целом ситуация плохая, раз мы видим, что другие игроки просто покидают этот рынок- рассказал Владислав Талах, директор по связям с общественностью и правительственными организациями  ООО «Дельта Вилмар».

На фото: Владислав Талах, директор по связям с общественностью и правительственными организациями  ООО «Дельта Вилмар».

При том, что промышленность в стране переживает далеко не лучшие времена, инвестировать средства в производство в Украине для бизнеса – огромная проблема.

На примере завода «Дельта Вилмар»: уже на протяжении 3-х лет инвесторы пытаются решить вопрос с отведением земли для завода, чтобы вложить в регион колоссальные средства.

Торможение процесса происходит именно на земельном вопросе. Местная власть не обладает полномочиями, чтобы решить данные вопросы на своем уровне. Так как зачастую приходится сталкиваться с конкуренцией из соседних районов, которые отказываются давать согласование по разным причинам, в то время как на своей территории размещают подобные предприятия.

Как  признались промышленники, зачастую приходилось сознательно идти на нарушения и начинать строительство до того, как было получено согласование-разрешение. Бизнесу проще заплатить официальные штрафы, чем затягивать процессы на неопределенно долгое время.

При этом никаких  поблажек или поощрительных механизмов в государстве для инвестора не существует.

В Евросоюзе допустимой считается помощь отраслям, переживающим плохие времена. Такая помощь имеет ограничения во времени, не должна искажать рыночную конкуренцию и имеет четкие критерии успешного результата. Главные инструменты финансовой помощи – это гранты (54%) и налоговые льготы (40%).

- Примером может быть Эстония, где правительство выделяет три профильных направления. Одно из них – публичное здоровье. Сюда относятся не только медицинские учреждения и фармацевтические заводы, но и, например, компания, производящая стулья для больниц. Или компания, разработавшая для пищепрома биотехнологию, которая улучшит уровень здоровья граждан. IT-компания, работающая со здравоохранительной отраслью. Вторая из этих трех широких сфер – это экономия ресурсов, любого рода. Третья – использование передовых коммуникационных технологий в промышленности, в обществе и вообще везде. Эти три сферы являются “точками роста”, на которых делает акцент эстонское правительство. В других случаях речь может идти о более узкой и конкретной специализации – например, правительство может сделать ставку на развитие тяжёлого машиностроения, - делится своими исследованиями Денис Горбач, аналитик Информационной кампании "Сильнее вместе!".

Словакия известна тем, что тамошнее правительство финансирует создание промышленных парков – площадок, на которых могут разместиться “близкородственные” предприятия и эффектно сотрудничать. Муниципалитет за государственные деньги выкупает землю, решает все юридические вопросы, налаживает инфраструктуру, и на оборудованное место приходят предприятия, создающие рабочие места и генерирующие прибыль. На протяжении 2001-2007 гг. государство на эти цели выделило около 1 млрд евро, а объём привлечённых таким образом инвестиций составил 5,6 млрд евро. Кроме того, было создано 34,8 тыс рабочих мест.

Как пишет Денис Горбач, интересный механизм по привлечению инвестиций действует и в Польше: «Эффективным инструментом в польских условиях считается создание специальных экономических зон (СЭЗ): предприятия, размещённые на соответствующих территориях, получают скидку по уплате налога на прибыль в размере 30-70% от объёма сделанных капитальных инвестиций или 100% фонда оплаты труда за два года. Объём инвестиций при этом должен быть не менее 100 тыс евро, также необходимо создать новые рабочие места. Если компания нарушила условия – она теряет разрешение на работу в рамках СЭЗ и обязана вернуть государству все недовыплаченные налоги и компенсировать льготы, которыми пользовалась при получении кредитов».

При этом, каждая программа государственной поддержки должна быть трижды одобрена Еврокомиссией: перед началом действия программы требуется обязательное предварительное уведомление, во время её действия осуществляется контроль, и после её завершения брюссельские чиновники оценивают результаты. Если выделенную помощь признают незаконной, государство инициирует возвращение выделенных денег – такое право за ним сохраняется на протяжении десяти лет со дня выделения средств.

В целом, власти ЕС стремятся нарастить долю промышленности в ВВП. Их правоту показывает история кризиса 2008-2009 гг. и последующей депрессии: хуже всего пришлось тем странам, у которых было очень мало собственной промышленности (Греция, Португалия, Литва).

Несмотря на то, что в Украине  не действуют механизмы промышленной политики,  инвестор продолжает упорно добиваться того, чтобы вложить средства в регион. Здесь уже выстроена вся необходимая инфраструктура. И при желании построиться в другом месте – это огромные дополнительные вложения для инвестора, а для населения – потеря возможности развития, увеличения бюджета и рабочих мест в городе.

- Один из проектов, о котором мы уже заявили в обладминистрации – это мы собираемся расширять наш существующий завод. Если сейчас по переработке подсолнечника у нас 1200 тонн в сутки, мы планируем довести его до 2400, в два раза увеличить мощность. Следующий объект, который мы хотим строить – это завод по переработке сои, который хотим разместить недалеко от нашего завода. Почему критично важно именно в этом регионе строить, прилегающим к нашим существующим заводам, потому что мы уже вложили более 25 млн долларов именно в инфраструктурные объекты – линия электропередач, подведение газа, воды, котлы лузговые и газовые, которые способны обеспечивать и новые мощности. Поэтому важно развиваться именно в том месте, где у нас уже есть действующая инфраструктура. На перспективу, завод – это олеохимия. Это тот проект, о котором мы заявляли уже давно, - Владислав Талах, директор по связям с общественностью и правительственными организациями  ООО «Дельта Вилмар».

В Украине принимаемые решения, в разрезе помощи тем или иным промышленным предприятиям, принимаются  основываясь скорее на политической, чем экономической логике.

Если в Европейских странах для привлечения инвестиций власть придумывает различные программы, поощрения и свободные экономические зоны, то в Украине  инвесторы просят только одного – не мешать.

 
 
Яндекс.Метрика